ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ "МУЗЕЙНЫЕ МАСТЕРСКИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 4 ЛЕТ С РОДИТЕЛЯМИ
Программа рассчитана на 1 год и состоит из занятий, ориентированных на совместную творческую работу детей и их родителей на экспозиции Русского музея.
Содержание проекта остается неизменным для всех возрастных групп детей. К возрастным особенностям детей адаптируются коммуникационный приемы работы и объем предлагаемой информации.
Целью данной программы является эмоционально-эстетическое и интеллектуальное развитие, расширение кругозора ребёнка средствами искусства, предоставление возможности родителям пережить вместе с детьми радость от встречи с искусством.
В ходе работы мастерских музейные специалисты познакомят участников с интерьерами Михайловского, Строгановского, Мраморного дворцов и Михайловского замка, шедеврами русской живописи, скульптуры, народным искусством, а также проведут познавательные занятия в Летнем и Михайловском садах.
Мастерские проходят в увлекательной интерактивной форме. Используются приемы сказкотерапии, театральной игры, музыкально-ритмического движения, а также музицирование на перкуссионных инструментах (колокольчики, маракасы, тон-блоки, ритмические палочки). Отличительной особенностью занятий является создание совместной творческой художественной работы детьми и родителями.
Одним из главных элементов занятия является сказка. Язык сказок понятен ребенку и помогает ему воспринимать окружающую действительность. При этом любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему интересны, а важная информация усваивается без дополнительных усилий, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
Методы работы:
1. Использование арт-, музыко- терапевтических приемов и театрализованных игр для развития эмпатии у ребёнка.
2. Применение игровых форм для улучшения восприятия произведений изобразительного искусства, используемых в качестве зрительного ряда.
3. Использование сказочных историй по теме занятия с применением кукол.
4. Использование дидактических материалов для тактильных ощущений, которые относятся к теме занятия для улучшения восприятия темы (старинный ключ, веретено, посуда, различные игрушки).
5. Использование музыкальных инструментов (колокольчиков, маракасов, тон-блоков и др.), а так же фоновой музыки.
6. Использование разнообразных дидактических материалов для полного восприятия образа (например, ткань, маски, элементы одежды и др.).
7. Создание детьми родителями совместной творческой работы по теме занятия (аппликация, рисунок и др). Специфика музейной среды с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - создает наиболее комфортные условия для взрослого зрителя и вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь детям 4-6 лет только предстоит зрителями стать.
Опыт работы показал, что музейная этика быстро и легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее при участии в программах родителей, готовых отправиться в путь постижения мира искусства вместе с ребенком, при условии отношения к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру. Взрослый знакомится с изобразительным искусством вместе с ребенком, обогащая его собственным жизненным опытом, при этом учась у сына или дочки свежести восприятия, нестериотипности мышления, образности сравнений и наблюдений. Предлагаемые творческие мастерские дают эту возможность.
Эти занятия способствуют решению следующих задач
Развивающие задачи:
1. Формирование способности концентрировать внимание.
2. Развитие творческих способностей ребёнка.
3. Укрепление памяти.
4. Развитие коммуникативных способностей.
5. Умение применять приобретённые навыки на практике.
Психолого-педагогические задачи:
1. Развитие творческих способностей ребёнка.
2. Сочетание арт- и музыко-терапевтических приемов и театрализованных игр для развития эмпатии у ребёнка.
3. Создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между специалистами, детьми и взрослыми.
4. Обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей и взрослых.
5. Организация полезного семейного досуга.
Эстетические задачи:
1. На примере зданий Русского музея дать детям первоначальное представление об архитектуре как виде искусства, а на экспозиции дать первоначальное представление о живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
2. Накопление эстетических впечатлений.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА
Часть 1
Сентябрь
Мастерская «Осенний танец водных струй в листве багряно-золотистой».
Участники пройдут по маршруту: решетка - фонтаны главной аллеи – гаванец–Летний дворец Петра I- фонтан Коронный. Им расскажут об истории создания Летнего сада, рассмотрят скульптуру, установленную в аллеях, у фонтанов послушают музыку 18 века. Выполнят творческую работу.
Октябрь
Мастерская «Прекрасный дворец-музей».
На этом занятие участники проекта встретятся со сказочным персонажем, с куклой, которая расскажет им об истории создания дворца-музея. Дети и взрослые почувствуют себя музыкантами и создадут музыкальную картину «У парадного подъезда». Завершится путешествие в Белом зале дворца, где дети и их родители создадут совместную творческую работу.
Ноябрь
Мастерская «Сны старого замка».
Участникам расскажут об истории создания Летнего сада, рассмотрят скульптуру, установленную в аллеях, у фонтанов послушают музыку 18 века. Выполнят творческую работу.
Декабрь
Мастерская « В лучах волшебного фонаря».
Накануне Нового года, путешествуя по зимнему саду и освещая себе путь с помощью зажженного старинного фонаря, каждый участник переживет сильные положительные эмоции и поделится ими с детьми и взрослыми. Узнает об истории создания сада и о том, чем регулярный парт отличается от ландшафтного. Фонарь каждый участник заберет с собой.
Январь
Музейный новогодний праздник в Строгановском дворце « Возвращение Щелкунчика». Кукольный театр в дворцовых интерьерах.
Часть 2
Февраль
Мастерская «Звёздный менуэт».Золотая нить приведёт гостей в Зеркальную столовую Строгановского дворца, где их ждёт театрализованная игра с зеркалами и масками. Взрослые и дети пройдут в менуэте по залам дворца. В Арабесковой гостиной они узнают, какие бывают птицы. В Минеральном кабинете узнают, что такое потайная дверь и где она находится.
Март
Мастерская «Тутти в Мраморном дворце или секреты музицирования в Зимнем саду».На занятии в Мраморном дворце дети будут играть в театрализованные игры, разгадывать скульптурные загадки, и познакомятся с понятиями тутти и соло, форте и пиано, аллегро и адажио.
Состоится разговор о о дворцовом этикете. А так же они увидят и услышат часы, которые хранятся во дворце. Сказочные персонажи расскажут историю о времени, взрослые и дети поиграют в часовой механизм и сделают «личные часы». Рассмотрят растения в Зимнем саду.
Апрель
Запланировано посещение одной из выставок в коpпусе Бенуа
Май
Экскурсия на теплоходе по рекам и каналам Санкт-Петербурга.