"ПЕРВЫЕ ШАГИ В МУЗЕЕ"
Группа раннего эмоционального и интеллектуального развития для детей 2 - 3 лет с родителями
Творческие мастерские в художественном музее
Программа абонемента «Первые шаги в музее» - комплексная развивающая программа для малышей 2-3 лет, объединяющая совместную творческую деятельность маленьких детей с родителями, а также совместное посещение ими экспозиции Русского музея.
Посещение музея маленькими детьми вместе с родителями – уникальный, неоценимый фактор интеллектуального, эмоционального, эстетического и социального развития ребенка. Первая встреча с искусством – это так важно! Это должно быть волнующим, запоминающимся, ярким событием в жизни ребенка, а значит, и всей семьи. Это событие, формирующее мировосприятие малыша, его способность усвоения базовых культурных ценностей и первых навыков коммуникации.
Музей – это большой мир, в котором ребенка ждут важные личные открытия, и в этом процессе ребенок и взрослый являются полноправными соучастниками, идущими вместе, дарящими друг другу эмоциональную близость и разделяющими радость открытий. А ежемесячные занятия в малой группе сверстников вместе со взрослыми в стенах музея способствуют социализации маленьких детей, подготавливают их к последующей самостоятельной жизни в детском коллективе.
Помогут в этом малышам и их молодым родителям опытные специалисты Русского музея, владеющие передовыми методами работы на экспозиции с маленькими детьми. Так, в программе занятий по абонементу предусмотрены творческие задания на экспозиции, а также участие детей и родителей в новогоднем детском празднике в музее.
Главным условием проведения занятий является создание в группе атмосферы безопасности и принятия, особого эмоционального и психологического комфорта для детей и взрослых, способствующей гармонизации сферы общения между ними.
Цель программы- способствовать всестороннему развитию ребенка средствами искусства и построению гармоничных эмоциональных отношений между ним и взрослым.
Задачи программы
Развивающие задачи
• способствовать функциональному развитию ребенка с опорой на укрепление его сенсорных систем – зрения, слуха, двигательно-пространственного и тактильного аппарата;
• способствовать интеллектуальному развитию ребенка: памяти, речи, мышления; внимания;
• ввести ребенка вместе со взрослым в художественное пространство музея и в доступной форме познакомить его с частью экспозиции Русского музея.
• способствовать формированию творческого потенциала ребенка посредством специально организованной совместной творческой деятельности ребенка и взрослого прямо на экспозиции музея (мини-мастерские)
Социально-коммуникативные задачи
• сформировать постоянную группу детей и взрослых, объединенных общей целью развития ребенка;
• сформировать правила и навыки взаимодействия в группе в сфере «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»;
• способствовать накоплению коммуникативных навыков в группе и расширению сфер взаимодействия в семье;
• способствовать формированию первоначального социального опыта маленьких детей и расширению их кругозора посредством регулярного посещения крупных социальных институтов (в данном случае музея).
Принципы организация занятий
Программа осуществляется в виде абонемента для заявленного семейного адресата: детей 2-3 лет и их родителей.
Автор программы – Суслова А.В., известный в СПб специалист в области музейной педагогики и музыкотерапии. Осуществляют программу приглашенные специалисты.
В группу набирается до 7 детей и столько же взрослых. Занятия проводятся ежемесячно на экспозиции Русского музея с использованием студийного пространства .
Занятия проводятся в течение учебного года с октября по апрель. Продолжительность занятия 45 мин.
В рамках абонемента для родителей организуются встречи с логопедом и детским психологом.
Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в связи с текущим состоянием музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения и пр.).
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Октябрь
Занятие 1-е. Тема: "Музей-дворец". Первое знакомство с Михайловским дворцом и Русским музеем. Архитектура, декор и внутреннее убранство дворца. Музицирование на простейших шумовых инструментах в Белом зале (Музыкальном салоне великой княгини Елены Павловны).
Ноябрь
Занятие 2-е. Тема:" Народное искусство". «Как жили наши прадедушки и прабабушки». Деревянная изба, одежда, народные промыслы, глиняная и деревянная народная игрушка. Игра с Поволжскими погремушками, Богородской игрушкой; речевые упражнения с Каргопольской и Дымковской игрушкой.
Декабрь
Занятие 3-е. Тема: "Народное искусство" (продолжение). Промыслы, сказки , игрушки. Творческая работа.
В конце декабря для малышей и их родителей проводится Новогодний праздник в одном из дворцов Русского музея (Строгановский дворец, Михайловский замок).
Январь
Занятие 4-е. Тема: "Дворцы Русского музея. Михайловский (Инженерный) замок". Краткая экскурсия по парадным залам замка, макет, портрет Павла I.
Февраль
Занятие 5-е. Тема:" Дворцы Русского музея. Строгановский дворец". Интерьер, внутреннее убранство и декор дворца. Портрет графа Г. С. Строганова. Рисование по контуру фрагмента фрески из Арабескового зала.
Март
Занятие 6-е. Тема: "Дворцы Русского музея. Мраморный дворец". Парадная лестница дворца, Мраморный зал, Зимний сад и фонтан. Райские цветы в зимнем саду императрицы Екатерины II.
Апрель
Занятие 7-е. Тема: "Морское путешествие". Знакомство с картинами И. Айвазовского и И. Репина. Звуковая картина "Шум моря", рисование сухой пастелью "Обитатели морского дна".