Программа разработана для детей 3-4 лет, занимающихся самостоятельно. Ее содержание, коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации и адаптируются к данной возрастной группе. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
Цель программы - способствовать эстетическому, умственному, социальному развитию детей раннего дошкольного возраста.
Занятия по программе позволяют ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир изобразительного искусства, развивают умственные способности, способствуют развитию сенсорной системы и опорно-двигательного аппарата, способствуют социальной адаптации ребёнка. Программа построена на активном участии родителей в процессе занятий.
Задачи:
1. Создать благоприятный психологический и эмоциональный климат на занятиях.
2. Обеспечить высокий уровень продуктивности в усвоении ребенком знаний, приобретении навыков и умений.
3. Возможность контроля родителями процесса развития своего ребёнка, приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях.
4. Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком в процессе совместной деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребёнка в коллективе.
В процессе занятий в группе решаются важнейшие задачи в развитии ребёнка: умственное развитие, физическое развитие, эстетическое развитие. Происходит обучение родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком и формирование готовности к дальнейшему обучению.
Программа имеет развивающий характер, ориентирована на художественное, музыкальное и общее развитие ребёнка. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка в его возрастной группе.
Направлениями работы по программе являются:
1. Работа с пластилином, глиной, «мукасольками».
2. Работа с ножницами и клеем.
3.Работа с красками, восковыми мелками, карандашами, фломастерами.
4. Работа с природными материалами.
5. «Игры на общение»: коммуникативные, хороводные. Направлены на социальную адаптацию, выработку слаженности действий в коллективе, установление позитивных взаимоотношений.
6. Пальчиковая гимнастика. Направлена на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, наблюдательности, развитие речи.
7. Подвижные игры. Направлены на развитие основных двигательных навыков, развитие координации движений и концентрации внимания, развитие фантазии и творчества в игре, развитие и коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание).
8. Спокойные игры: игры с предметами и с подражательными движениями, массаж.
9. Развитие речи и голоса: простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги), движение, инсценировки.
10. Слушание музыки и развитие музыкально-слуховых представлений.
Краткое содержание :
Программа состоит из 30 занятий в течение учебного года, которые подразделяются на три блока.
I блок «Разноцветные сказки» (октябрь, ноябрь, декабрь) всего 12 занятий. На каждом из занятий участники группы отправляются в сказку. Вместе с героями «Зеленой сказки» они совершат увлекательное путешествие в ЗЕЛЕНЫЙ лес, встретятся с ЗЕЛЕНЫМ лягушонком, помогут бельчатам заготовить спелые орешки и подскажут им дорогу в домик, где ждет непослушных деток мама белочка. Отправившись на надежной СИНЕЙ лодке в «Синюю сказку» мы побываем на берегу СИНЕГО моря, подружимся с СИНИМ крабом и поможем осуществиться мечте СИНЕГО морского камушка. Быстрая карусель домчит путешественников до «Желтой сказки» в которой можно будет вволю погреться на солнышке, сделать веселые домики для букашек, принять участие в сборе ЖЕЛТЫХ груш и ЖЕЛНЫХ слив, порадовать маму осенним букетом в красивой вазе.
В Русском музее проводятся занятия, посвященные пейзажам И.И. Шишкина и А.И. Куинджи.
II блок «Любимые сказки» (январь, февраль) всего 8 занятий. Участники группы встретится с героями хорошо им знакомых русских народных сказок «Теремок» «Колобк», "Курочку Ряба", «Лиса и журавль». На экспозиции народного искусства Русского музея познакомятся с жизнью, традициями и обычаями русского народа, поводят хороводы, спляшут, создадут «маленький оркестр».
III блок «Замечательные сказки» (март, апрель, май) 10 занятий. Детей и взрослых ждут новые приключения с героями стихов и сказок. Помогая Федоре вернуть убежавшие кофейники, самовары, утюги, ребята отгадают загадки, вспомнят посуду, которая есть у них дома, наведут чистоту и порядок на кухне, слепят чашечки для букашечек, украсят скатерть узорами, «испекут» пирожки и баранки. В компании доктора Айболита мы отправимся сначала в далекую Африку, а затем на север, чтобы полечить несчастных животных. Эти полные сюрпризов путешествия напомнят ребятам о различиях в жизни животных теплых и холодных континентов. Дети самостоятельно «соберутся» и «оденутся» в дорогу, изготовят витамины и вылечат мотылька, обжегшего на свечке крылышко.