Данная программа нацелена на развитие личностных качеств ребенка 4-5 и 5-6 лет средствами изобразительного искусства . Содержание программы остается неизменным для обеих возрастных групп . Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
Цель занятий - помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире, обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Подход, на котором построена программа - это комплексное решение развивающих, психолого-педагогических и эстетических задач..
Развивающие задачи :
• Дать начальные сведения об изобразительном искусстве, о художественных материалах. Формирование представлений о языке изобразительного искусства (цвет, линия, ритм, форма, пространство). Знакомство с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства.
• Развитие воображения, ассоциативного мышления и творческой деятельности. Пробудить желание к творческим открытиям, самостоятельной работе, самовыражению. Расширить кругозор ребенка и круг его ассоциаций.
• Способствовать своевременному освоению художественных приемов, которые позволяют развить у ребенка различные области рук, предплечья, пальцев (мелкую моторику, координацию движений).
Психолого-педагогические задачи :
• Расширение эмоционального опыта ребенка: сохранить и развить умение творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
• Реализация ребенком своих чувств и образов в художественном материале.
• Обогащение ребенка как личности: развивать лидерские качества, коммуникативных навыков, способствовать социальной адаптации, достижению внутренней свободы, эмоционального благополучия.
• Использование резервов каждого ребенка и реализация этих возможностей в работе.
Эстетические задачи :
• Введение ребенка в художественно-культурную среду музея, знакомство с памятниками искусства. Формирование культуры поведения в музейной среде.
• Формирование восприятия произведений искусства, формирование навыков обсуждения, общения по поводу искусства.
• Накопление эстетических впечатлений.
• Развитие художественного вкуса, этических норм поведения, эстетической восприимчивости, любви к красоте и умения ценить красоту во всем.
Для решения поставленных задач в программе используются разнообразные игры (развивающие, психологические, парные и коллективные), упражнения, техники, предполагающие использование игрушек, природного и художественного материала.
В структуру программы входят занятия в художественной студии и на экспозиции Русского музея.
Краткое содержание
Программа состоит из трех циклов.
I цикл. Знакомство с языком искусства «Чудеса с цветом. Волшебная линия» состоит из 12 занятий.
Темы занятий: «Превращения цвета», «Волшебная бабочка» , «Холодное и теплое царство», «Осенняя палитра» , «Сказочный лес» , «Разноцветный натюрморт», - «Вкусный натюрморт» , «Разговор деревьев»
Дети начинают знакомиться с коллекцией Русского музея, усваивают правила поведения как в студии, так и в музее.
Начальные сведения о видах искусства (архитектура, живопись, графика). Знакомство с жанрами живописи – пейзаж, натюрморт.
В ход занятий цикла включены развивающие и психологические игры с использованием музыкальных инструментов и разноцветных тканей, упражнения по пластике движений . В таких упражнениях используется метод отождествления себя с тем, что рисуем («Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом»).
Знакомство с языком изобразительного искусств: с возможностями живописных материалов (гуашь, акварель) и графических материалов (сухая и масляная пастель, уголь, восковые мелки), с основами цветоведения ( понятие основных и дополнительных цветов, умение получить составные, светлые и темные оттенки, холодные и теплые цвета). Учатся эмоциональности проявления чувств при взаимодействие с цветом. В данном цикле начинается знакомство с возможностями графики: изобразительные свойства линии, тонального пятна, штриха . Знакомство с понятием «фактура».
II цикл «Диалог на бумаге» состоит из 10 занятий.
Темы занятий:
- Музыка и живопись: «Рисую музыку», «Музыка моего настроения», «Музыка природы»
- «Цветная эмоция» («Мой страх», «Добро и зло», «Мое настроение», «Оттенки чувства»)
- Эмоциональные портреты: «Смешинки и злючки». «Вот такой я человек»
- «Зеркало души»
- «Ожившие маски»
Продолжение занятий на экспозиции Русского музея способствует развитию восприятия языка живописного произведения – композиции, фактуры, цветового и тонального решения, способности переживания пейзажного образа и эмоциональное восприятие цвета. Понятие ритма. Знакомство с жанром живописи – портретом. Определение эмоционального состояние образа.
В данном цикле особое внимание уделяется работе с чувствами и переживаниями, развитию ассоциативного мышления. Большая роль на занятиях отводится музыке - ее взаимодействию со звуками живой природы, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков, передавать их с помощью движений тела и мимики и пр.
На занятиях, при обучении не делаются отдельные упражнения в освоении той или иной техники работы с материалом. Сама техника рождает картину.
III цикл « Сказка оживает в рамке» состоит из 10 занятий.
Темы занятий: «Я и мой город». «Путешествие на ковре-самолете». «Путешествие на морское дно». «Нарисуем свои ощущения». «Сказочный замок». «Волшебница глина». «Сказка в красках».
Продолжение формирования способности к восприятию архитектуры. Посещение
Михайловского замка. Развитие навыков сравнения, образного мышления (сопоставление архитектурных образов дворца и замка). Продолжение занятий на экспозиции Русского музея.Развиваются навыки работы со скульптурным материалом – глиной. Работа направлена на возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия.
Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства. Создание коллективных работ в технике коллажа, аппликации.