Программа данного абонемента разработана Васильковой Марией Михайловной при содествии сотрудников Русского музея и нацелена на эмоционально-эстетическое развитие детей 4-5 и 5-6 лет средствами изобразительного искусства. Содержание программы одинаковое для данных возрастных групп. Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
В основе программы – комплексное решение развивающих, психолого-педагогических и эстетических задач.
Развивающие задачи:
• Развить воображение, ассоциативное мышление.
• Расширить кругозор ребенка.
• Пробудить желание к творческим открытиям, самостоятельной работе, самовыражению.
• Способствовать освоению художественных приемов, развивающих координацию движений и мелкую моторику.
• Способствовать развитию сенсорных систем ребенка (зрения, слуха, двигательно-пространственного и тактильного аппарата), памяти, речи, мышления, внимания.
• Способствовать формированию художественных навыков в рисовании, лепке, работе с красками и другими материалами.
Психолого-педагогические задачи:
• Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, навыки сотрудничества.
• Способствовать социальной адаптации через знакомство с принципами коллективного взаимодействия, через принятие различных мнений, суждений, взглядов на творчество, как великих художников, так и самих детей участников программы.
• Способствовать достижению внутренней свободы, социального благополучия.
Эстетические задачи:
• Ввести ребенка в ситуацию соприкосновения с культурным опытом нашего народа.
• Формировать восприятие произведений искусства и навыки обсуждения, общения по поводу искусства.
• Способствовать накоплению эстетических впечатлений.
• Развить художественный вкус.
Занятия строятся в игровой форме, используются разнообразные упражнения, игры (развивающие, психологические, парные и коллективные), арт-терапевтические техники. Главное в методике проведения программы – драматургическое решение занятий, эмоциональное насыщения каждой темы.
Тематическое и художественное содержание программы способствует решению особой задачи - созданию атмосферы психологического комфорта и принятия - как необходимого условия для детского творчества.
I блок. Знакомство с языком искусства. «Первое путешествие в волшебную страну» (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
II блок. «Любознательные гости в волшебной стране» (январь, февраль).
III блок. «Юные волшебники» (март, апрель, май).
Начальные сведения о видах искусства (архитектура, живопись, графика). Знакомство с жанрами живописи – пейзаж, натюрморт. Формирование интереса к природе, желание наблюдать ее, развитие зрительного восприятия. Знакомство с жизнью природы в ее различных состояниях. Формирование восприятия разнообразия форм окружающего предметного мира.
Особое внимание уделяется знакомству с возможностями живописных материалов (гуашь, акварель) и графических материалов (сухая и масляная пастель, уголь, восковые мелки). Начинается знакомство с возможностями графики: изобразительные свойства линии, тонального пятна, штриха, их выразительные особенности. Знакомство с понятием «фактура» и получение знания о фактуре через тактильные ощущения.
Развитие навыков восприятия языка живописного произведения – композиции, фактуры, цветового и тонального решения. Понятие ритма. Ритм в изобразительном искусстве и окружающем мире.
Знакомство с жанром живописи – портретом. Определение эмоционального состояние образа.
Особое внимание уделяется рисованию на сказочные сюжеты, которые способствуют сплочению группы, сближению, формированию уверенности в себе.
Начальные сведения о скульптуре как виде изобразительного искусства. Знакомство с различными скульптурными материалами и их свойствами.
Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства.
Использование оригинальных смешанных техник, природных материалов. Дети узнают о технике квиллинг (бумагокручение), создают поделки из войлока.
Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка. С помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, гнев, радость, стыд, одиночество, любовь, симпатию, удовольствие и др. Работа над портретами и автопортретами.
В занятия включены развивающие и психологические игры с использованием музыкальных инструментов и разноцветных тканей, которые стимулируют и развивают познавательную активность детей, их целенаправленное внимание, память, способствуют выходу энергии и агрессивных импульсов, раскрепощению излишне скованных детей.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы остается неизменным для обеих возрастных групп детей. Адаптируются к возможностям каждой возрастной группы - объем предлагаемой информации, коммуникативные приемы работы и художественные технологии. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции. Например, отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения в связи с временными выставками в регионах, реставрацией или др.
Сентябрь
Занятие 1. «ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ» Творческая работа восковыми мелками и акварельными красками.
Занятие 2. Квест "ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ". Интерактивная экскурсия-прогулка. Музейные игры.
Октябрь
Занятие 1. «ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА МИРА». Теплые и холодные цвета. Передача настроения цветом. Материалы: бумага, гуашевые краски, восковые мелки.
Занятие 2. «ПОДСОЛНУХ». Творческая работа в смешенной технике. Оттиски листьев. Теплые оттенки листьев на холодном фоне. Материалы: бумага, клей, гуашевые краски, природные материалы, листья и др.
Занятие 3 на экспозиции Русского музея "МУЗЕЙ - ДВОРЕЦ". Музей, как место, где хранятся предметы искусства: картины, скульптуры и пр. Творческая работа по впечатлениям. Материалы: бумага, восковые мелки.
Занятие 4. «МОЙ ОСЕННИЙ ДВОРЕЦ». Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Холодная осень, теплая осень. Зависимость цвета и настроения.
Ноябрь
Занятие 1. «ЭТО ВКУСНОЕ СЛОВО - НАТЮРМОРТ». Продолжаем знакомство с жанром натюрморт. Композиция, цвет, настроение. Творческая работа «Натюрморт с овощами и фруктами». Материалы: бумага, гуашевые краски, восковые мелки.
Занятие 2. «ХУДОЖНИКИ АНИМАЛИСТЫ». Творческая работа в смешенной технике «Кто не спит в ночном лесу?».
Занятие 3 на экспозиции Русского музея «Животные в скульптуре и живописи».
Занятие 4. «МАМИН ПОРТРЕТ» ко дню матери. Пропорции лица, образ, настроение. Материал: Бумага, гуашевые краски, восковые мелки.
Декабрь
Занятие 1. «ПРЕКРАСНОЕ МОИМИ ГЛАЗАМИ». Знакомство с выразительными возможностями линии. Красота линии: разнообразие кривых, прямых, динамичных, колючих, лиманных и округлых линий. «Разговор деревьев» творческая работа графическими материалами по выбору (уголь, соус, пастель, восковые мелки).
Занятие 2. «ЗИМНИЕ УЗОРЫ» Повторение понятий ритм, узор. Знакомство с понятием «симметрия, асимметрия».
Занятие 3 на экспозиции Русского музея "ПОРТРЕТ, ПЕЙЗАЖ, НАТЮРМОРТ" в творчестве русских художников (И. Никитин, К. Брюллов, И. Крамской), представленных в экспозиции Русского музея.
Занятие 4. «МАСКАРАДНЫЕ МАСКИ К НОВОМУ ГОДУ». Различные формы и образы карнавальных масок. Материалы: бумага, клей, фольга, цветной картон.
Январь
Занятие 1. «АНГЕЛ». Бумажная пластика. Материалы: бумага, цветная бумага, золотой и серебряный фломастер, клей.
Занятие 2. «ЗИМНИЙ ЛЕС». Творческая работа в смешенной технике.
Занятие 3 в залах Михайловского дворца. Тема: «Икона и дети».
Занятие 4. "КОНЬ-ОГОНЬ" Красота и целесообразность народного искусства. Материалы: цветная бумага, картон, клей, фольга.
Февраль
Занятие 1. «Я – сказочный герой». Знакомство с героями «Лукоморья».
Творческая работа «У Лукоморья дуб зеленый» Материалы: Гуашь, мелки.
Занятие 2. «Наши зимние гости». Наблюдение жизни природы зимой.
«Спор снегиря и синички» творческая работа в смешенной технике.
Занятие 3 на экспозиции Русского музея. Тема: «Зимние забавы и праздники».
Занятие 4. «МАСЛЕНИЦА» Народное искусство и дети. Знакомство с главным принципом народного искусства – единым воплощением красоты и пользы; с национальными художественными промыслами. Творческая работа «Русская красавица» Материалы: бумага, гуашевые краски, восковые мелки.
Март
Занятие 1. Объемная открытка «МОЙ БУКЕТ». Материалы: бумага, цветная бумага, золотой и серебряный фломастер.
Занятие 2. «ЗАМКИ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ВОЛШЕБНИКОВ» Закрепление знаний о теплых и холодных цветах. Зависимость цвета и настроения. Насыщенность и светлота цвета. Занятие 3 на экспозиции Русского музея. Тема: «Сказочные герои и сюжеты» в работах русских художников В. Васнецова, И. Репина, Н. Рериха, М. Врубеля.
Занятие 4. «БОГАТЫРСКАЯ КРУЖКА» по мотивам керамики М.А.Врубеля. Материалы: скульптурный пластилин, грунт, акриловые краски.
Апрель
Занятие 1. «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК». Создание композиции «Пасхальный натюрморт». Закрепляем знания о понятиях орнамент, узор, ритм. Работа в смешенной технике. Или роспись ваз и пасхальных яиц.
Занятие 2. «Большое космическое путешествие». Работа, приуроченная ко дню авиации и космонавтики (12 апреля). Закрепляем навыки изображения фигуры. Рисование человека в движении. «Я и межгалактическое пространство» творческая работа масляной пастелью.
Занятие 3 на экспозиции Русского музея. Тема: «Малевич и дети».
Занятие 4. «МОЙ ОТВЕТ ХУДОЖНИКУ» Создание произведения по мотивам творчества К. Малевича. Техника коллажа. Материалы: цветная бумага.
Май
Занятие 1. «ВЕСНА В ГОРОДЕ». Творческая работа тушью и акварелью «Петропавловская крепость».
Занятие 2. "ПОДВИГИ ГЕРАКЛА". Мифология в искусстве. Творческая работа на одну из тем: «Немейский лев», «Стимфалийские птицы», «Одиннадцатый подвиг Геракла – Цербер». Материалы: по выбору.
Занятие 3 на экспозиции Русского музея. Тема: «Герои древнегреческой мифологии в произведениях русских художников (Г. Семирадский, М. Козловский, К. Брюллов).
Занятие 4. «АВТОПОРТРЕТ» Портрет и автопортрет в искусстве. Пропорции лица и фигуры. Выбор цветовой гаммы. Чувства и настроение. Предлагаются темы: «Автопортрет с цветами», «Я в музее», «Я рисую». Работа выполняется мелками и акварелью.