Программа эмоционально-эстетического развития разработана для детей 5-6 и 6-7 лет . Ее содержание остается неизменным для обеих возрастных групп. Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
Основная цель программы - эстетическое развитие и коррекция эмоциональных состояний с помощью музейной среды и художественно изобразительной деятельности.
Ведущим мотивов возраста детей возрасте 5-6 и 6-7 лет является игра, а творчество непосредственно связано с игрой. Поэтому в программу вошли игры, построенные на основе изобразительной деятельности детей, что позволяет развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей, художественный вкус, воображение, а так же ролевые игры, которые предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и способствующих развитию эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
В ходе занятий дети будут совершенствоваться в общительности, способности к творчеству, умению работать в коллективе. Познакомятся с разными видами и жанрами искусства.
Основные задачи программы:
• Создание для детей ситуации успеха, снятие состояния эмоционального дискомфорта.
• Развитие фантазии и воображения.
• Развитие у детей навыков сотрудничества.
• Устранение тревожности, страхов с использованием методов арт-терапии.
• Научить детей выражению себя в творчестве с помощью различных техник художественно-изобразительной деятельности.
Занятия включают в себя художественно-изобразительную деятельность, игры с использованием музыкальных и театрализованных средств, телесно-ориентированные упражнения, занятия на экспозиции. В обсуждении используются работы, выполненные детьми.
Краткое содержание:
Программа имеет четыре блока и разработана для групповых занятий.
I. Первый блок занятий: «Путешествие в страну чудес»
Цели: сплочение группы, развитие воображения, повышение у детей уверенность в себе.
Задачи:
• создать ситуацию успеха и условия для самовыражения детей;
• способствовать развитию самостоятельности;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• формировать позитивное отношение к своему «Я».
Занятие 1 в студии. Вводное занятие, цель которого установление эмоционального контакта между всеми участниками, настрой группы на совместную деятельность. Знакомство с группой, студийным пространством, выработка и принятие правил группы. Преподаватели рассказывают детям о программе. Упражнения: «Рисуем имя красками», «Страна имен». Изготовление папки для хранения будущих работ каждым участником группы.
Занятие 2 в студии. Целью занятия является появление и закрепление у детей ощущения принадлежности к группе, достигается это благодаря использованию выполнению телесно-ориентированных техник взаимодействия. Упражнения: «Поздороваться частями тела», индивидуальная работа в технике коллаж: «Какой я?» и групповое обсуждение.
Занятие 3 в студии. Цель – подготовить детей к посещению Русского музея, как к путешествию в сказку или «Страну чудес». Упражнения: «Музыкальное приветствие», игра «Катушка ниток», рисование сказочного героя, который отправляется в далекое путешествие, «Полотно счастья» (изготовление оберегов из ниток), групповое обсуждение.
Занятие 4 на экспозиции Михайловского дворца Цель – познакомить детей с пространством Михайловским дворцом, используя элементы игры «Путешествие в страну чудес». Раскрытие понятий «музей» и «дворец», «картина» и «скульптура». Знакомство с правилами поведения в музее.
Занятие 5 в студии. Занятие посвящено обсуждению и проигрыванию впечатлений полученных от посещения музея, в работе используются музыкальные инструменты, цветные ткани , краски и бумага. Упражнения: игра «Путешествие в страну чудес», рисунок на тему «Карта страны чудес».
Занятие 6 в студии. Цель - снятие эмоционального напряжения. Продолжается обсуждение полученного опыта от посещения музея. Упражнения: Приветствие Телесно-ориентированные разминки. Художественная работа на тему: «Понравилось – не понравилось, веселое и грустное или страшное и безопасное место в стране чудес». Групповое обсуждение
Занятие 7 в студии. Цель – подготовить детей ко второму занятию на экспозиции музея. Работа направлена на развитие фантазии и воображения детей, через сочинение и рисование историй. Упражнения: Приветствие. Игра на снижение эмоционального напряжения «Громка буря».Работа на тему: «Жители дворца в стране чудес…». Групповое обсуждение.
Занятие 8 на экспозиции Михайловского дворца. Цель – познакомить участников группы с изображением детей в живописи, развитие навыков восприятия художественного произведения. Костюмированная театрализация. Работа с образами, запечатленными на картинах :
- «Княжна Елена с дочерью Марией» Брюллова К.П.
- «Сара Элеонора Фермор» Вишнякова И.Я.
- «Вильгельм Георг Фермор» Вишнякова И.Я
II. Второй блок занятий: «Я учусь владеть собой».
Работа со страхами.
Цель: предупреждение и коррекция страхов
Задачи:
• создать безопасную и доверительную атмосферу;
• предоставить возможность участникам гуруппы выражать чувство страха с помощью художественных средств;
• способствовать развитию эмпатии- умения сопереживать другим;
Занятие 9 в студии. Цель занятия - рефлексия опыта, полученного от посещения Русского музея. Упражнения: Творческая работа на тему: «Я в костюме», представление своей работы (авто-портрета) с использованием музыкальных инструментов. Групповое обсуждение.
Занятия 10 и 11 в студии. Цель - предупреждение и коррекция страхов. Психологическая работа проходит в игровой и художественной формах. Игры: «Спасение Феи, живущей в стране чудес», «Путешествие в глухой лес и борьба со злым волшебником» Релаксация «Отдых после боя» Упражнения: индивидуальные художественные работы на темы «Создание волшебного щита» и «Как это было…» Групповое обсуждение. В заключение упражнение: «Я знаю, ты можешь…»
Занятие 12 на экспозиции Михайловского дворца. Продолжение работы со страхами на тему: «Лес в стране чудес». Детям предлагается игра на экспозиции «Лесная глушь» и рисование мелками, как «ответ художнику» Шишкину И.И., автору картины «Лесная глушь».
Занятие 13 в студии Цель - рефлексия полученного опыта и впечатлений от посещения музея. Знакомство и работа с глиной. Упражнение на снятие эмоционального напряжения «Путешествие по волшебному лесу». Художественная работа на тему: «Земля» с использованием глины. Групповое обсуждение.
Занятие 14 в студии Цель – коррекция страхов. Работа на тему водной стихии. Рассматривается архетипический образ поддерживающей и губящей Воды. Приветствие с использованием воды, подвижные игры, рисование гуашью или акрилом. Подготовка к музейному занятию «Путешествие к морю в стране чудес»
Занятие 15 на экспозиции Михайловского дворца Цель – коррекция и предупреждение страхов в игровой форме. Айвазовский И.К. «Волна». Детям предлагается игра «Волна» с использованием музыкальных инструментов и цветных тканей, она проводится в музейных залах.
Занятие 16 в студии Снятие эмоционального напряжения. Рефлексия полученного опыта и впечатлений с помощью игры, использования музыкальных инструментов, цветных тканей и художественных материалов (краски). Игра «Волна». Рисование. Групповое обсуждение.
Занятие 17 в студии Воплощение страхов в материале (бумажная пластика), создание масок и театрализованное представление (сочинение историй).
III. Третий блок занятий: «Цвет моего настроения»
Цель: развивать способности детей к рефлексии
Задачи:
• знакомить детей с разными способами выражения эмоций;
• раскрыть эмоционально–выразительную роль цвета в изобразительной деятельности.
В рамка данного блока занятий детям предлагаются упражнения, игры и темы для творческих работ, способствующие выражению чувств разными способами - невербально, вербально, с помощью художественных средств, музыкальных инструментов.
Занятие 18 в студии Занятие начинается с музыкального приветствия. Предлагается выполнить телесно-ориентированное упражнение «Марионетка» и сыграть в игру «Что чувствует марионетка?». Рисование чувств, с помощью цветных линий и пятен. Групповое обсуждение.
Занятие 19 в студии Групповое упражнение с использованием музыкальных инструментов, работа в технике рваной мозаики (цветная бумага) и групповое обсуждение – формы работы, используемые на этом занятии.
Занятие 20 на экспозиции Михайловского дворца. Цель – раскрыть эмоциональную роль цвета в картине, на примере работы Васильев Ф.А. «Оттепель» и работы Малявин Ф.А. «Бабы», и показать как через цвета и его оттенки художники изображают разные состояния души. Детям с помощью художественных материалов (масленая пастель) предлагается изобразить свое настроение путем смешивания и растирания цветных мелков и рассказать о своей работе группе.
IV. Четвертый блок: «Что было? Что есть? Что будет?»
Цель: обобщить и закрепить полученные знания и навыки
Задача: создать ситуацию успеха
Занятие 21 в студии Цель - обращение детей к миру собственных чувств и переживаний. Рефлексия и закрепление полученного опыта с помощью творческих работ. Выполняются работы на тему: «Какого цвета твои чувства и где они живут?» с использованием различных художественно–изобразительных материалов. Работы размещаются в пространстве студии. Групповое обсуждение
Завершающие занятие 22 и 23 в студии Цель – предоставить возможность детям поделиться своими впечатлениями и достижениями. Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. Работы на тему: «Возвращение сказочного героя» и «Взгляд в будущее». Игра «Сундук достижений»и «Вернисаж».Групповое обсуждение Заключение игра «Я хочу, я могу!»
Занятие 24 в Михайловском дворце Заключительный бал – маскарад на экспозиции Михайловского дворца в зале Левицкого Д.Г. Костюмированная театрализация с использованием грима.