Данная программа нацелена на эмоционально-эстетическое развитие детей 4-5 и 5-6 лет средствами изобразительного искусства. Содержание программы одинаковое для данных возрастных групп. Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
В основе программы – комплексное решение развивающих, психолого-педагогических и эстетических задач.
Развивающие задачи:
• Развить воображение, ассоциативное мышление.
• Расширить кругозор ребенка.
• Пробудить желание к творческим открытиям, самостоятельной работе, самовыражению.
• Способствовать освоению художественных приемов, развивающих координацию движений и мелкую моторику.
• Способствовать развитию сенсорных систем ребенка (зрения, слуха, двигательно-пространственного и тактильного аппарата), памяти, речи, мышления, внимания.
• Способствовать формированию художественных навыков в рисовании, лепке, работе с красками и другими материалами.
Психолого-педагогические задачи:
• Развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, навыки сотрудничества.
• Способствовать социальной адаптации через знакомство с принципами коллективного взаимодействия, через принятие различных мнений, суждений, взглядов на творчество, как великих художников, так и самих детей участников программы.
• Способствовать достижению внутренней свободы, социального благополучия.
Эстетические задачи:
• Ввести ребенка в ситуацию соприкосновения с культурным опытом нашего народа.
• Формировать восприятие произведений искусства и навыки обсуждения, общения по поводу искусства.
• Способствовать накоплению эстетических впечатлений.
• Развить художественный вкус.
Занятия строятся в игровой форме, используются разнообразные упражнения, игры (развивающие, психологические, парные и коллективные), арт-терапевтические техники. Главное в методике проведения программы – драматургическое решение занятий, эмоциональное насыщения каждой темы.
Тематическое и художественное содержание программы способствует решению особой задачи - созданию атмосферы психологического комфорта и принятия - как необходимого условия для детского творчества.
Программа предполагает две формы занятий – на экспозиции музея и в музейное и в творческой студии.
Музейные занятия чередуются со студийными в соотношении 1:3 в месяц.
Занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия – 60 мин.
Программа состоит из 30 занятий в течение учебного года, которые подразделяются на три блока.
Краткое содержание:
I блок. Знакомство с языком искусства. «Первое путешествие в волшебную страну» (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
II блок. «Любознательные гости в волшебной стране» (январь, февраль).
III блок. «Юные волшебники» (март, апрель, май).
Начальные сведения о видах искусства (архитектура, живопись, графика). Знакомство с жанрами живописи – пейзаж, натюрморт. Формирование интереса к природе, желание наблюдать ее, развитие зрительного восприятия. Знакомство с жизнью природы в ее различных состояниях. Формирование восприятия разнообразия форм окружающего предметного мира.
Особое внимание уделяется знакомству с возможностями живописных материалов (гуашь, акварель) и графических материалов (сухая и масляная пастель, уголь, восковые мелки). Начинается знакомство с возможностями графики: изобразительные свойства линии, тонального пятна, штриха, их выразительные особенности. Знакомство с понятием «фактура» и получение знания о фактуре через тактильные ощущения.
Развитие навыков восприятия языка живописного произведения – композиции, фактуры, цветового и тонального решения. Понятие ритма. Ритм в изобразительном искусстве и окружающем мире.
Знакомство с жанром живописи – портретом. Определение эмоционального состояние образа.
Особое внимание уделяется рисованию на сказочные сюжеты, которые способствуют сплочению группы, сближению, формированию уверенности в себе.
Начальные сведения о скульптуре как виде изобразительного искусства. Знакомство с различными скульптурными материалами и их свойствами.
Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства.
Использование оригинальных смешанных техник, природных материалов. Дети узнают о технике квиллинг (бумагокручение), создают поделки из войлока.
Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка. С помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, гнев, радость, стыд, одиночество, любовь, симпатию, удовольствие и др. Работа над портретами и автопортретами.
В занятия включены развивающие и психологические игры с использованием музыкальных инструментов и разноцветных тканей, которые стимулируют и развивают познавательную активность детей, их целенаправленное внимание, память, способствуют выходу энергии и агрессивных импульсов, раскрепощению излишне скованных детей.