"ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ "
Программа музейных и творческих студийных занятий для детей 5-6 и 6-7 лет , атк же их родителей
Второй год обучения
Целью данной программы является эмоционально-эстетическое и интеллектуальное развитие ребёнка средствами искусства при активном участии родителей. Программа способствует развитию умению творчески выражать эмоции, развитию тактильного чувства, чувства самоутверждения, коммуникабельности. А также происходит развитие воображения, эмпатии, умения чувствовать свои границы, развитие творческого мировосприятия. Дети приобретают сведения об изобразительном искусстве и опыт художественного самовыражения в творчестве. Совместное творчество детей и родителей сближает и помогает лучше узнать друг друга, создает доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие ребенка, обучая его сотрудничать.
Программа рассчитана на 1 год и состоит из 36-и занятий, продолжительностью 1 час 30 мин., ориентированных на совместную творческую работу детей и их родителей на экспозиции Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и художественной студии.
Содержание программы остается неизменным, но адаптируется к возможностям каждой возрастной группы - объем предлагаемой информации, коммуникативные приемы работы и художественные технологии. Обращаем ваше внимание на то, что дети посещают занятия вместе с одном из родителей.
Руководители оставляют за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы и состояния музейной экспозиции. Например, в связи с отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения из-за проведения временных выставок в регионах, реставрацией или др.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО АБОНЕМЕНТА
Сентябрь
Занятие 1 студийно е на тему «Как я провел лето».
Создание индивидуальных работ b> группы, обращенных к их личному опыту.
Занятие 2 музейное в Михайловском дворце.
Участников группы, детей и родителей, ждет рассказ о произведениях русских художников и скульпторов из коллекции Русского музея, в которых используются мифологические сюжеты, а также мастер-класс по аппликации. В ходе занятия, дети познакомятся с некоторыми мифами и богами Древней Греции. Взрослые освежат в памяти, представления об эстетических канонах, пришедших к нам из античности.
Занятие 3 студийное посвящено изучению техники работы с глиной. Закрепляя материал предыдущего занятия, участники группы создают глиняные сосуды в греческом стиле.
Занятие 4 студийное, на котором участника предлагают нарисовать один из мифов, с которым они познакомились на занятии в музее. Среди рассмотренных миф о Персее, лабиринт Минотавра и др. В ходе художественной работы акцент делается на построение композиции в рисунке.
Октябрь
Занятие 5 музейное в Михайловском дворце.
На экспозиции группу знакомят с таким жанром изобразительного искусства как пейзаж, используя как традиционные приемы, так и интерактивные способы взаимодействия с произведением, например, «звуковую картину».
В ходе занятия проводится мастер-класс с применением художественной пастели.
Занятие 6 студийное.
На данном занятии разговор пойдет об языке изобразительного искусства. О выразительных возможностях цвета изучая и экспериментируя с цветами осени. Сочиняем осенние истории. Нарисуем осенних котов, лис, белок и пр.
Занятие 7 студийное посвящено работе с глиной. Каждый участник группы создаст барельеф-плитку. Предлагаемые образы птица Сирин и птица Алконост.
Занятие 8 студийное. Тема данного занятия - использование природных материалов при создании художественного образа.
Осенние листья, желуди, корни, ракушки используются участниками группы при работе над фантазийным панно «Дары осени», содержание которого создается по мотивам осенних сказок, сочиненных детьми и родителями.
Ноябрь
Занятие 9 музейное в Государственном Эрмитаже пройдет в знаменитом Рыцарском зале. Дети познакомятся с уникальной музейной экспозицией, узнают о рыцарях, их кодексе чести и верности прекрасной даме. Рассмотрят детали рыцарского костюма и оружия, а взрослые вспомнят прошлое, например, свое первое посещение Эрмитажа в детстве.
Занятие 10 студийное посвящено развитию фантазии и художественной работе над образами рыцарей и принцесс. Сочиняем романтические истории. Обсуждаем особенности в изображении мужской и женской фигуры, а так же костюма, обращая внимание на детали и аксессуары.
Занятие 11 студийное. Разговор о том, как осенью преображается природа, может помочь участникам группы создать маски и костюмы, неожиданными деталями и аксессуарами.
Занятие 12 музейное занятие в Михайловском (Инженерном) замке.
Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе и всегда связан с личной историей портретируемого. В ходе занятия участников группы знакомят с живописными и скульптурными портретами владельцев Михайловского мазка, Павлом Первым и его супругой императрицей Марией Федоровной.
Декабрь
Занятие 13 студийное проводится в преддверии великого христианского праздника.
В ходе работы глиняной мастерской «Рождественский вертеп» создается пространственно-фигурная композиция по библейскому сюжету. Данная коллективная работа отображает ожидание чуда и волшебства в преддверии христианского праздника.
Подразумевает обжиг с последующим расписыванием.
Занятие 14 музейное в Строгановском дворце.
А в ходе путешествия по музею и мастер-класса «Музы – покровительницы наук и искусств» ребята вместе с родителями выполнят несколько интерактивных заданий, в которых найдут дорогу к источнику вдохновения.
Занятие 15 музейное пройдет в Исаакиевском соборе, так же состоится разговор о рождественских традициях.
Занятие 16 студийное посвящено работе с глиной. Каждый участник группы создаст керамический колокольчик "Ангелочек".
Январь
Занятие 17 студийное. В изучении языка изобразительного искусства студийцам помогут рассказы бабушки Зимы. В них обнаруживается связь между такими природными явлениями как мороз, метель, пурга и способами их изображения. Точки, линии, пятна, собранные в определенном порядке на темном или белом фоне позволяют изобразить природное явление, а так же эмоциональное к нему отношение. Детей знакомят с такими понятиями как узор, хаос, ритм, порядок, а взрослым удается взглянуть на них по новому.
Занятие 18 музейное в Тактильной галерее Русского музея. Занятие проходит на уникальной музейной экспозиции, позволяющей тактильно изучать копии скульптурных произведений великих художников. В рамка занятия проводится мастер-класс, на котором участник создают скульптурные объекты по заданию.
Занятие 19 студийное, на котором дети и взрослые рисуют животных, стараясь максимально выразительно изобразить их эмоциональное состояние. Например, медведь спит в берлоге, белочка прыгает, веселая собачка, грустная птичка и пр.
Занятие 20 музейное в Михайловском дворце. На занятии группе предстоит изучить картину В. Сурикова «Взятие снежного городка», разобраться с сюжетными линиями, рассмотреть героев картины, определиться с их характерами и понять, благодаря каким художественным приемам, художнику удается передать движение/перемещение изображенных им людей на неподвижном холсте.
Февраль
Занятие 21 музейное в корпусе Бенуа. Сложная тема «Русского авангарда» будет раскрыта благодаря использованию интерактивных и игровых приемов работы с посетителями разных возрастов на экспозиции.
Занятие 22 студийное. Участники группы узнают историю девочки, которая первой в истории человечества написала письмо (Р. Киплинг). Познакомятся с различными изображениями древнего человека в пещерах и на скалах. Выполнит индивидуальную работу на рассматриваемую тему.
Занятие 23 студийное, на котором каждый участник группы создаст по специальной технологии маску.м
Занятие 24 студийное. Глиняная мастерская. Каждый участник создает панно-тарелку «Грустный –Веселый». Учимся выражать и изображать эмоций.
Март
Занятие 25 студийное. Живописный портрет семьи к празднику 8 марта. Закрепление умения составлять композицию, портреты, особенности передачи чувств и эмоций с помощью изобразительных приемов рисования. Обратить внимание на характер каждого изображаемого человека.
Занятие 26 студийное. Весенние цветы. Рисование с натуры. Закрепляем навыки подбора и смешивания цветов, композиционное решение, обсуждение работ и полученных результатов.
Занятие 27 музейное в Михайловском дворце. Сюжетные картины с изображением человека. Изучаем замысел картины, сюжет, 1,2,3 планы на примере произведений И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; К. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Занятие 28 студийное «Широкая Масленица» создание сюжетной композиции по заданной теме, акцент на изображение занятий людей и их занятий.
Апрель
Занятие 29 студийное. Рисуем дерево, «которое знает, что завтра наступит весна». Пробуждение природы. Деревья весной. Техники спонтанного рисования и личного эмоционального отклика в ожидании, приближении весны.
Занятие 30 студийное. Тема для рисования « Космос». Особенности изображения человека в космосе.
Занятие 31 студийное. Тема рисования «Цветущий сад». Спонтанное рисование, переходы красок, развитие воображения.
Занятие 32 студийное. Подготовка к весенней отчетной выставке «Да здравствует Русский музей!»
Май
Занятие 33 в Летнем саду. Пленэр. Изучаем Скульптуры Летнего сада.
Занятие 34 в Мраморном дворце. Замысел Антонио Ринальди. Гимн красоте. Единство и гармония человека и природы.
Занятие 35 студийное. Работа с глиной. Свободное творчество, совершенствование навыков создания замысла, самостоятельного выбора средств воплощения, техники исполнения, последовательности создания произведения из глины.
Занятие 36. Участие в проекте Фонда «В поисках гармонии» «Играя с солнечным лучом. Весенние отражения». Экскурсия на теплоходе по рекам и каналам Санкт-Петербурга».
Ведущие программы«Четыре желания»: педагог-психолог Выхристюк Еленой Валерьевной и художник Курилова Александра Александровна.