Арт-терапевтическая студия «Чирк»
Программа эмоционально-эстетического развития
для детей 5-6 и 6-7 лет, а так же для детей старше 7 лет
Программа разработана совместно художником и арт-терапевтом Асей Вячеславовной Погребняк и психологом и арт-терапевтом Анастасией Викторовной Шаховой.
Содержание программы остается неизменным для всех возрастных групп. Адаптируются коммуникативные приемы работы, объем предлагаемой информации, художественные материалы. Ведущие оставляют за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
Основная цель программы - эстетическое развитие и коррекция эмоциональных состояний у детей с помощью музейной среды и художественной деятельности.
Через художественное творчество дети учатся понимать и выражать свои мысли и чувства, обращать внимание на мысли и чувства других, осознавать свои предпочтения, проявлять инициативу, а также справляться со стрессом и находить творческие решения для возникающих ежедневно жизненных задач. На занятиях дети развивают способность выражаться на невербальном и вербальном уровне.
Особенностью наших арт-терапевтических занятий является специализированный подбор художественных практик и анализ процесса занятий. Это значит, что то или иное предлагаемое творческое задание адекватно и ресурсно для индивидуальной и групповой динамики. Особое внимание мы уделяем взаимодействию с родителями - в каждом занятии выделяется время на индивидуальные консультации родителей. Так же возможны дополнительные консультации. Арт-терапевтические занятия проводятся совместно художником и психологом.
Основные задачи программы:
* В основу идеи инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Таким образом, все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в единую группу, в общую творческую среду.
Занятия включают в себя художественно-изобразительную деятельность, игры с использованием музыкальных и театрализованных средств, телесно-ориентированные упражнения, занятия на экспозиции, обсуждение и совместное исследование работ, созданных детьми.
Программа рассчитана на 2 года занятий.
Занятия проходят раз в неделю с октября по май.
Продолжительность занятий 60 мин.
Краткое содержание программы
Первый год включает 27 занятий
Вводный блок занятий
1 занятие в студии: коллаж "Что я люблю?", с родителями .
2 занятие в студии: создание цветов, упражнение "стаканчики", палитра, работа с большими форматами.
3 занятие в студии: каляки-маляки + работа на полу, работа с линией.
4 занятие в музее: «Музей-Дворец», эскиз короны, дворцовые жители.
5 занятие в студии: изготовление царских атрибутов и костюмов, пластический дизайн.
6 занятие в студии: «Мой натюрморт», работа с формой, масляная пастель.
7 занятие в студии: обобщающее.
Блок занятий «Какие люди? Какой я?»
8 занятие в музее: «Лица, портреты» .
9 занятие в студии: создание автопортретов.
10 занятие в студии: создание мобильной куклы .
11 занятие в студии: контур тела .
12 занятие в музее: интеграционные театральный новогодний проект "Возвращение Щелкунчика" (Строгановский дворец)
13 занятие в студии: «Мой герой», лепка.
Блок занятий «Прикладное искусство. Я мастер, я творец»
14 занятие в студии: изготовление маски папье-маше .
15 занятие в музее: "Народное искусство", кукла-оберег.
16 занятие в студии: оформление маски - подготовка к Масленице .
17 занятие в музее: "Веселая Масленица" в Михайловском саду.
18 занятие в студии: создание игрушек, соленое тесто.
Блок занятий «Я и мир»
19 занятие в студии: контур тела, «Мой мир».
20 занятие в музее: «Тайны старого замка» (Михайловский замок) .
21 занятие в студии: рыцарский орден, создание доспехов, щита и меча .
22 занятие в музее: интеграционный музейный проект " Пасхальные дары", экскурсия (Мраморный дворец).
23 занятие в студии: «Флора и фауна», акварель .
24 занятие в студии: «Мой город», акварельные карандаши .
25 занятие в студии: «Наш город», пленер.
Завершающий блок занятий:
26 занятие в студии: общая работа "Лес рук" .
27 занятие в музее: «Летний сад», пикник.
Второй год для продолжающих включает 29 занятий.
Октябрь
Блок занятий : «Природные явления»
6 октября - 1 занятие в студии: коллаж "Мое лето"
13 октября - 2 занятие в музее: Летний сад (октябрь) + пленэр с участием родителей (Домашнее задание – сбор гербария и природных материалов)
20 октября - 3 занятие в студии: Создание много-фактурной композиции (Введение понятия фактура)
27 октября - 4 занятие в студии: Пейзажная живопись – копирование фотографий (акрил)
Ноябрь
Блок занятий «Графика»
3 ноября - 5 занятие в студии: подготовка к граттажной основы, работа с орнаментами (копии)
10 ноября - 6 занятие в студии: Граттаж на большом формате (свободная тема или свободное срисовывание)
17 ноября - 7 занятие в музее: Декоративно-прикладное искусство (акцент на графику)
24 ноября - 8 занятие в студии: Витраж (тарелки + витражный контур)
Декабрь
Блок занятий «Текстиль»
1 декабря - 9 занятие в студии: Изучение швов – вышивка толстыми иголками по бумаге и по ткани.
8 декабря - 10 занятие в студии: Придумывание костюма к карнавалу, эскиз и начало работы.
15 декабря - 11 занятие в студии: Продолжение работы над костюмом, декорирование.
22 декабря - 12 занятие в музее: если снег – то михайловский сад – лепить из снега, раскрашивать снег, хлапушки. Если плохая погода – Карнавал в студии Михайловского замка + чаяпитие, танцы, .приглашенный пианист, детский шумовой аркестр.
Январь
Блок занятий «Волшебство»
12 января - 13 занятие в студии: Оркестр колокольчиков и изготовление Шар с бубенчиком.
19 января - 14 занятие в музее: Икона, Живопись по дереву.
26 января - 15 занятие в студии: Роспись по дереву (Рисунок ангелов на срезе дерева. Ангелы или волшебный персонаж) .
Февраль
Блок занятий «Дизайн»
2 февраля - 16 занятие в музее: Строгановский дворец (снаружи и внутри).
9 февраля - 17 занятие в студии: Изготовление своего дома-дворца .
16 февраля - 18 занятие в студии: Продолжение создания своего дома-дворца.
Март
Блок занятий «Про людей»
2 марта - 19 занятие в студии: Изготовление жителей дворца – Пластилин + проволока .
16 марта - 20 занятие в музей: Тема Семья.
23 марта - 21 занятие в студия: Семейный портрет - Смешанная техника (Масленая пастель + акварель) + паспорту (Д\з Принести свою фотографию).
30 марта - 22 занятие в студии: Свой собственный портрет (техника квиллинг ).
Апрель
Блок занятий: «Керамика»
6 апреля - 23 занятие в студии: Глиняная игрушка.
13 апреля - 24 занятие в музее: Знакомство с глиной, инструменты. Своя глиняная игрушка.
20 апреля - 25 занятие в студии: Поход в « Простые вещи» - Мастер-класс по керамике - лепка.
27 апреля - 26 Занятие в студии: Поход в « Простые вещи» - Мастер-класс по керамике – роспись.
Май
Блок занятий «Папье-маше»
11 мая - 27 занятие в студии : Изготовление (Пальчиковые игрушки и Игрушка-стакан- колокольчик).
18 мая - 28 занятие в студии: Декорирование игрушек + перья.
25 мая - 29 занятие в музее: Михайловский сад + изготовление шариков для жанглирования и отпускание шара с желанием).