Программа абонемента «Краски и звуки» - интегрированная развивающая программа, объединяющая возможности художественного музея, изобразительного искусства и музыки с целью гармоничного развития детей .
Содержание программы остается неизменным для обеих возрастных групп детей. Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения).
Особенностью данной программы является специально разработанная методика проведения музейных и студийных занятий, в которых дети не только знакомятся с Русским музеем и с видами искусств (изобразительным искусством и музыкой), но и приобретают ценный опыт личного самовыражения в творчестве.
Программа построена по принципу последовательного развития ребенка в творческой деятельности - от первоначального знакомства с видами и возможностями искусств до создания собственных творческих композиций.
Цель программы абонемента - способствовать гармоничному творческому развитию детей средствами изобразительного искусства, художественного музея и элементарного музицирования.
Развивающие задачи:
• способствовать высвобождению природной креативности ребенка и формированию его творческого потенциала, через использование возможности синтеза искусств, основываясь на их изначальном синкретизме;
• способствовать функциональному и интеллектуальному развитию ребенка (с опорой на укрепление сенсорных систем – зрения, слуха, двигательно-пространственного и тактильного аппарата), а также памяти, речи, мышления; внимания;
• способствовать формированию первичных художественных навыков в рисовании, работе с красками и лепке (пластилин, глина и пр.);
• способствовать развитию первичных специальных музыкальных навыков - музыкального слуха, памяти, чувства ритма, а так же музыкального самовыражения с помощью самозвучащих музыкальных инструментов;
• способствовать формированию рефлексивной способности ребенка, т.е. умению применять полученные навыки в творческом самовыражении
Культурно- эстетические и познавательные задачи:
• ввести ребенка в художественное пространство музея, в ситуацию соприкосновения с культурным опытом нашего народа;
• познакомить детей с первоначальными сведениями о языке изобразительного искусства, о видах, жанрах, о шедеврах русского искусства, находящихся в Русском музее;
• способствовать накоплению багажа эстетических впечатлений ребенка, обогащающих его восприятие и формирующих ассоциативное мышление;
• способствовать социальной адаптации детей, через усвоение правил поведения в общественно-культурных организациях (музей, студия) и знакомство с принципами коллективного взаимодействия, через принятие различных мнений, суждений, взглядов на творчество, как великих художников, так и самих детей участников программы.
Музыкальная часть занятий основана на идее элементарного музицирования по системе К. Орфа. Тематическое и художественное содержание программы способствует решению особой задачи - созданию атмосферы психологического комфорта и принятия - как необходимого условия для детского творчества. Ведут занятия два специалиста –музейный педагог и музыкальный педагог.
Программа состоит из 30 занятий в течение учебного года, которые подразделяются на три временных и тематических блока.
Краткое содержание
I. Первый блок занятий: «Мир вокруг меня в красках и звуках» (октябрь, ноябрь, декабрь – всего 12 занятий).
Цель занятий данного блока подготовить детей к систематической работе на экспозиции Русского музея и творческой студии.
Занятие 1 в студии «Знакомство музыкальное и рисовальное». Вводное занятие. Цель занятий - знакомство с группой, со студийным пространством, с художественными материалами (пастель сухая и жировая), с возможностями музыкальных инструментов (бубен, маракас, дудка). В ходе занятия проводится изобразительная деятельность и музыкальные игры на тему «Знакомство». Выработка и принятие правил жизни группы.
Занятие 2 в студии «Я и мы. Вместе – интересно!» Цель занятия – осуществление в группе первого опыта коллективного взаимодействия. Художественная и музыкальная самопрезентация «Это - я» с использованием шумовых музыкальных инструментов и сухих рисующих материалов. Правила совместного звучания в шумовом оркестре (понятия: пауза, solo и tutti),создание ритуального приветствия группы.
Занятие 3 в студии «Мой талисман». Цель занятия - подготовиться к посещению музея. Введение понятий: художественный музей, экспонат, коллекция; сообщение о правилах поведения в музее. Музицирование в шумовом оркестре, творческое задание по изготовлению своего талисмана для экскурсии в музее (материал по выбору).
Занятие 4 в музее «Музей или дворец?». Цель занятия – познакомить детей с Михайловским дворцом (Русским музеем) и с его «обитателями», изображенными на картинах и в скульптуре. Обобщение понятий «музей» и дворец», первоначальные сведения об архитектуре.
Занятие 5 в студии «Что видел, что слышал, что запомнил». Это занятие посвящено творческому воплощению увиденного в музее. Музыкальные и театральные игры и импровизации, закрепляющие полученные впечатления. Рисование на тему «Что я видел в музее», исследование возможностей декора и оформления собственных работ. Творческое задание «Рама для моей картины».
Занятия 6, 7 и 8 в студии «Удивительные открытия». Цель этих занятий – исследование и освоение разных возможностей изображения и музыки. Знакомство с возможностями различных художественных материалов и техник (коллаж, аппликация, рисование руками). Использование голоса, жеста, приемов звукоизвлечения на этнических музыкальных инструментах при выполнении творческого задания «Из всякого сора и ерунды». Упражнения на расслабление и релаксацию.
Занятие 9 в музее «В гости к искусствам». Это второе занятие на экспозиции музея, цель которого - знакомство с разными видами искусств в музее: живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. На экспозиции музея (в Белоколонном зале) детям предлагается принять участие в интерактивном задании «Музыкальная гостиная» с использованием шумовых музыкальных инструментов и создать маленький детский оркестр.
Занятие 10 и 11 в студии «Игра воображения». Целью этих занятий является воплощение в материале собственных творческих фантазий – в живописных работах, музицировании на свободную и предложенные темы, создании масок и конструировании костюмов сказочных героев грядущего новогоднего карнавала. В ходе занятий дети готовятся к концертному выступлению в залах Русского музея.
Занятие 12 праздничное «Новогодние превращения». Костюмированный праздник на экспозиции Русского музея (в Инженерном замке) с активным участием детей в новогоднем концерте и творческих мастерских.
II. Второй блок занятий: «От красок и звуков к композиции» (январь, февраль – всего 8 занятий).
Цель этих занятий - знакомство с элементами языка изобразительного искусства (цветом, светом, линией, формой и с основами композиции), а так же музыки (с тембрами различных музыкальных инструментов, струнных, деревянных духовых, ударных, с ритмом и метром). Особое внимание отводится знакомству с простыми музыкальными формами (2-х частная форма, рондо) и освоению всех этих понятий в собственной творческой деятельности.
Занятия 13 в студии «Поговорим с искусством на его языке».
Знакомство с главным элементом языка живописи - цветом. Понятия: цвет, цвета спектра, основные и составные цвета. Навыки смешивания красок. По аналогии в музыке - тембральная окраска звучания разных инструментов (флейта, скрипка, горн, барабан) Создание разных творческих композиций и импровизаций на тему: «Радуга», «Звуки радуги».
Занятие 14 и 15 в студии «Теплые и холодные цвета». Цель занятий – продолжение творческого освоения законов цветовых соотношений. Понятие теплохолодности, контраста цветов. Дополнительные цвета. Творческие задания: «Цвет моего настроения» и «Ожившая ткань» (взаимодействие с цветными тканями под музыку), художественные задания «Огонь в камине» («Свеча в темноте»), «Замок Снежной королевы».
Занятие 16 в музее «Как и о чем может рассказать картина?». Целью этого занятия является развитие навыков восприятия художественного образа. Знакомство детей со знаменитыми картинами Русского музея: с детскими портретами И.Я. Вишнякова (п-ты Сарры-Элеоноры и Георга Вильгельма Фермор), иконой 14 в. «Чудо Георгия о змие», картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи». В ходе работы с произведениями детей знакомят с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, водя понятия цвет, свет, композиция.
Занятие 17 в студии «Картины, которые можно видеть и слышать». Целью занятия является создание творческой работы по впечатлениям от посещения музея. Детям предлагается выполнить творческую работу красками на листе бумаги, формат которой они выберут самостоятельно, а затем озвучить ее с помощью самозвучащих музыкальных инструментов.
Занятия 18 в студии «Образ сказочного героя». Эти занятия посвящены творческому самовыражению детей. В ходе занятия дети создают портретные образы любимых сказочных героев или пишут красками свой автопортрет в историческом костюме 18 в. Музыкальная часть занятий посвящена старинной музыке 18 века.
Занятие 19 в музее «Народное искусство и дети» Данное занятие целиком посвящено экспозиции народного искусства в Русском музее. Дети знакомятся с главным принципом народного искусства – единым воплощением красоты и пользы; с национальными художественными промыслами. Особое внимание уделяется знакомству с народной игрушкой. На экспозиции детям предлагается поиграть в старинные деревянные игрушки и позвучать фольклорными музыкальными инструментами из тактильного фонда Центра музейной педагогики Русского музея.
III. Третий блок: «Радость творчества» (март, апрель, май – всего 10 занятий).
Цель занятий данного цикла – развитие первых навыков использования различных художественных и музыкальных средств для творческого самовыражения и самопрезентации.
Занятие 20 в студии «Мой подарок». «Портрет мамы». Цель занятия – творческий отклик ребенка на календарный праздник, на тему семьи и материнства, а также собственного творчества в качестве подарка близкому человеку, сделанного своими руками.
Занятие 21 в студии «Весеннее настроение». Это студийное занятие посвящено теме весеннего пробуждения природы и проводам зимы. Обращение к фольклору, к народному творчеству является содержанием всего занятия. Народные игры, прибаутки и потешки сочетаются с заданиями по росписи и орнаменту.
Занятие 22 и 23 в студии «Путешествие в мир сказки и фантазия». Данные занятия погружают детей в мир сказочных и фантастических образов, которые так близки и интересны детям. Различные творческие задания побуждают детей сочинять свои сказки и воплощать на бумаге удивительные образы. Упражнения на развитие воображения и ассоциативное рисование «Волшебные кляксы», «Мой сказочный герой», «Фантастическое путешествие».
Занятие 24 в музее «Изображение человека». На занятии детей знакомят с жанром портрета, а также с шедеврами живописи Русского музея. Целью занятия также является разговор о человеческих чувствах и эмоциях, которые присущи каждому человеку.
- И.Я. Вишняков «Парадный портрет Петра III»
- В.Л. Боровиковский «Портрет Павла Петровича в детстве» и «Портре княжны Евдокии Юсуповой»
- Д.Г. Левицкий портреты смолянок
- К.П. Брюллов «Автопортрет» и «Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
- А.П. Рябушкин «Портрет семьи купца 17 века»
Занятие 25 и 26 в студии «Мои чувства». Студийные занятия также обращают детей к миру собственных чувств и эмоций с помощью коммуникативных и музыкально–речевых игр, ассоциативного рисования и творческих заданий с изображением на тему «Какой я внутри».
Занятие 27 в музее «Морское путешествие». Это занятие посвящено «морской» теме и водной стихии. На экспозиции музея ребята не просто воспринимают картины Айвазовского, но и активно взаимодействуют с ними. Им предлагается «совершить морское путешествие» (интерактивная музейная игра) с помощью собственного воображения, цветных тканей, музыкальных инструментов. В конце занятия дети составляют коллаж из этих тканей, который повторяет композицию и цветовое решение картины «Девятый вал».
Занятие 28 в студии «Море». Музыкальные игры с «морской» тематикой, озвучивание и изображение морской стихии. Пространственно-пластическая композиция «Море».
Занятие 29 заключительное «Летний праздник «Круг друзей». Завершающее (открытое) занятие или творческая мастерская. Главным содержанием мастерской является совместная коллективная работа на тему «Круг друзей», которая выполняется в технике коллажа с применением смешанной техники изображения. Музыкальным воплощением этой работы становится созданный всеми участниками большой хоровод, в котором каждый имеет свой куплет.
Занятие 30. Отчетная весенняя выставка творческих работ детей "Да здаравствует Русский музей!" в одном из дворцов Русского музея.
Дети принимают участие в издательский проектах "Календарь"(создают иллюстрации к календарю на следующий год) и "Моя первая книжка"(сочиняют сказки или истории и иллюстрации к ним). Каждый из участников получает от Фонда "В поисках гармонии"напечатанный вариант календаря или книжки. Принимают участие в музейных праздниках ("Веселая масленица" и др.)и благотворительном проекте "Пасхальные дары".
Учебный год в "Арт-Ателье Палитра" заканчивается проведение арт-проекта "Играя с солнечным лучом"(экскурсия и творческая мастерска на борту прогулочного теплохода, создание мультфильма).