«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»
Группа музыкально и художественно-эстетического развития для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Данная программа адресована детям 3 - 4 и 4 - 5 лет . Содержание программы остается неизменным для обеих возрастных групп . Адаптируются коммуникативные приемы работы и объем предлагаемой информации. Руководитель оставляет за собой право менять тему занятия в зависимости от степени готовности группы, а также текущего состояния музейной экспозиции (отсутствием в постоянной экспозиции того или иного программного произведения
Программа для детей, реализуемая в Русском музее, направлена развитие интереса к музыкальному и художественному творчеству, общее развитие и гармонизацию психоэмоционального состояния детей.
Цель занятий – гармоничное и всестороннее развитие личности ребёнка, через приобщение детей к миру прекрасного, знакомство с музыкой и художественным творчеством, знакомство с музейной средой. На занятиях дети поют, танцуют, размышляют, проявляют свою креативность, играют на музыкальных инструментах, рисуют, знакомятся с великими композиторами и художниками, работают на экспозициях Русского музея. Музейная среда Русского музея пробуждает у детей и взрослых огромный спектр эмоций, которые влияют на дальнейшее восприятие окружающего мира, делают его более ярким и наполненным.
Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, а это значит, что музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления. Зачастую и развитие интеллектуальных, математических способностей зависит от музыки. К тому же, дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки. Но главной целью обучения музыке является воспитание души ребенка, ведь все родители хотят видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, понимающими и ценящими красоту в окружающем мире, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества невозможно воспитать без музыки. Музыкальное обучение и упражнение музыке независимо от возраста, повышает возможности мозга, стимулирует проявления пластичности и обучаемости.
Цели:
-Развитие восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;
-Приобретение простейших вокально-интонационных навыков;
-Развитие чувства ритма, темпа и красоты мелодии;
-Развитие эмоциональной отзывчивости;
-Развитие индивидуальных музыкальных способностей;
-Развитие детского творчества во всех видах музыкальной деятельности;
-Гармонизация психоэмоционального состояния;
-Развитие интереса к музыкальному и художественному творчеству;
-Развитие памяти, внимания, логического мышления, координации движений, мелкой моторики.
Задачи:
- Формирование основ музыкальной культуры;
- Создание благоприятного психологического и эмоционального климата на занятиях;
- Налаживание эмоционального контакта между родителями и ребенком в процессе совместной музыкально-игровой деятельности;
- Развитие коммуникативных и творческих навыков;
- Упрощение процесса социальной адаптации ребенка в коллективе;
- Способствовать развитию зрения, слуха, координации движений, речи;
- Способствовать интеллектуальному развитию ребенка;
- Развитие моторики пальцев и кистей рук;
-Знакомство с игрой на музыкальных инструментах;
- Знакомство с музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах;
Содержание программы:
- Слушание музыки:
Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
-Пение:
Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, предавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Занятия по вокалу развивают голосовой аппарат детей, формируют вокальные и хоровые навыки пения, учитывая примерный диапазон звучания и стремясь сохранять индивидуальность природного типа каждого детского голоса (высокий, средний, низкий).
-Музыкально-ритмические движения:
Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучание (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной нагой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, клюют зернышки цыплята и т.д. -
Игра на детских музыкальных инструментах:
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментов.
Игра на музыкальных инструментах формирует у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, знакомит с особенностями расположения клавишей, струн и т.п., способами звукоизвлечения, а также воспитывает выдержку и усидчивость.
-Музыкальная грамота:
Знакомство детей с теорией музыки – азы сольфеджио.
-Пальчиковые и логопедические игры:
- Музыкальные занятия с упражнениями для рук и речевого аппарата, способствующие правильному произношению звуков и в дальнейшем – формированию речи.
Музыкальные игры:
Уроки музыки, которые проводятся в весёлой игровой форме, развивают память, внимание, логическое мышление, координацию движений, эстетическое восприятие мира
- Рисование под музыку:
Рисование под музыку позволяет выразить психоэмоциональное состояние, навеянное музыкальным произведением, снимает тревожность и оказывает общее гармонизирующее состояние.
Краткое содержание программы «Музыкальные картинки»:
Октябрь
Занятие 1. «Осеннее настроение»
Вводное занятие. Игра знакомство. Настроение и музыка. Знакомство с мажорной и минорной музыкой. Танце-двигательное упражнение. Композиция П.И.Чайковского «Сладкая грёза»
Занятие 2. «Прогулка по осеннему лесу»
Звуки природы. Знакомство с музыкальными и немузыкальными звуками. Танце-двигательное упражнение. Музыкальное рисование. Композиция Эдварда Грига «Утро»
Занятие 3. «Волшебные колокольчики» Знакомство с народными музыкальными инструментами. Темп. Музыкальная игра. Русские народные песни. Роберт Шуман « Первая утрата»
Занятие 4. Музейное занятие в Михайловском саду. Знакомство с музейной средой.
Ноябрь
Занятие 1. « Разнообразие звуков» Знакомство с низкими, средними и высокими звуками. Музыкальная игра. Игра на музыкальных инструментах «Кто дирижёр?». П.И. Чайковский «Мелодия»
Занятие 2. « Звук и цвет» Пьеса Р.Шумана «Смелый наездник». Знакомство с характером музыки. Рисование «смелых» звуков. Логопедическая игра.
Занятие 3. « Музыкальное настроение» Пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Формирование эмоциональной отзывчивости. Пальчиковая игра. Музыкальное рисование. Чайковский П.И. "Времена года".
Занятие 4. Музейное занятие в Михайловском дворце.
Декабрь
Занятие 1."Зимняя сказка". Ига на музыкальных инструментах. Песни на зимнюю тему. Знакомство с нотными знаками. Чайковский П.И. "Времена года. Декабрь"
Занятие 2. «Ноты и снежинки» Знакомство с музыкальными словами. Игра на определение высоты звука. Танец. Вивальди А. "Времена года. Зима". Новогодняя тематика песен.
Занятие 3. «Волшебные звуки» Ноты на нотном стане. Музыкальная игра «Метель». Знакомство с чувством ритма. Музыкальное рисование. Русские народные песни.
Занятие 4.Новогоднее праздничное занятие в одном из дворцов Русского музея.
Январь
Занятие 1. «Зимние узоры» Развитие певческих навыков. Громко и тихо. Музыкальная игра направленная на умение слушать музыку до конца. Танце-двигательное упражнение. Шуман Р. "Альбом для юношества".
Занятие 2. «Музыкальные фантазии» Игра со звуками. Эдвард Григ «Шествие гномов». Музыкальное рисование. Нотная лесенка.
Занятие 3. « День танца» Знакомство с музыкальными жанрами. Танец. Детские песни. Игра на музыкальных инструментах. Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
Занятие 4.Посещение Михайловского замка.
Февраль
Занятие 1. «Музыкальные секреты» Знакомство с паузами. Изучение струнных инструментов. Музыкальное рисование. П.И. Чайковский «Щелкунчик»
Занятие 2. «День марша» Знакомство с музыкальным жанрами. Танец и марш. Пальчиковые игры. Изучение клавишных инструментов. Роберт Шуман «Марш»
Занятие 3. «Таинственные звуки» Пьеса Э.Грига «Шествие гномов». Характер музыки. Изображение «таинственных» звуков. Знакомство с духовыми инструментами.
Занятие 4. Музейное занятие в Михайловском дворце. Отдел народного искусства.
Март
Занятие 1. «Весенняя мелодия» Музыкальные и немузыкальные звуки. Игра на музыкальных инструментах. Танце-двигательные упражнения. Чайковский П.И. «Детский альбом».
Занятие 2.Веселая масленица в Михайловском саду.
Занятие 3. «Музыкальные сказки» Знакомство с хоровым и сольным пением. Оперы-сказки. Музыкальное рисование. Н.Римский – Корсаков «Снегурочка»
Занятие 4. «Весенняя капель» Народные песни и игры. Игра на музыкальных инструментах. Танце-двигательное упражнение. Знакомство с народными инструментами. Алексей Архиповский «Золушка»
Апрель
Занятие 1. «Музыкальные лучики» Рисуем музыкальный солнечный круг. Хороводные песни. Пальчиковые игры. Вивальди А. " Времена года." Чайковский П.И. «Детский альбом».
Занятие 2. «Звук и цвет» Выбираем цвета для нот. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Игра на музыкальных инструментах. Танце-двигательные упражнения. Алексей Архиповский «Колыбельная»
Занятие 3. «Мелодии птиц» Музыкальные и немузыкальные звуки. Нотная грамота. Музыкальная игра. Музыкальное рисование. Вивальди А. "Времена года. Весна", Глинка М.И. "Жаворонок".
Занятие 4. Музейное занятие в Мраморном дворце.
Май
Занятие 1. «Пасхальный звон» Народные игры. Знакомство с колокольным звуком. Изучаем ритм. Артикуляционная гимнастика. Детские песни. П.И.Чайковский «Сладкая грёза»
Занятие 2. « Скоро лето» Игра на музыкальных инструментах. Музыкальные ребусы и загадки. Танце-двигательные упражнения. Игра с нотами. Шопен «Ноктюрн»
Занятие 3. «Весенние цветы» Детские песни. Музыкальные игры. Музыкальное рисование. П.И. Чайковский «Вальс», «Мазурка», «Полька».
Занятие 4. Отчетная выставка творческих работ студийцев "Арт-Ателье Палитра" в одном из дворцов Русского музея.