«ЖИВЫЕ КАРТИНЫ»
Группа творческого развития для детей 6 -7 лет и старше
Каждый ребенок – творец, рисование для него - вдохновенный творческий труд. Чтобы ощущение радости созидания не ушло из жизни, ребенку необходимы качества художника, которые пригодятся ему в любой жизненной ситуации.
Основные цели наших занятий – свободное развитие личности, что подразумевает раскрепощение, умение самостоятельно мыслить, воспитание художественного вкуса, реализация зачастую уникальных возможностей ребенка.
Подход, на котором построена программа абонемента – это комплексное решение психологических и эстетических задач, которое способствует взрослению ребенка.
В особом микроклимате творческой студии и на экспозиции Русского музея происходит развитие индивидуальных качеств с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов и неиссякаемым желанием собственных открытий. Главное – не результативность достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений.
Особенно эффективным является сочетание занятий в студии с занятиями на экспозиции Русского музея, так как эта форма работы включает более разнообразные аспекты взаимодействия с ребенком: музей способствует эстетическому развитию и чувственному восприятию детей, а студия - углубляет и закрепляет полученный опыт, укрепляет стремление к раскрытию и реализации личностного творческого потенциала.
В работе с детьми задействованы высокоэффективные музейно-педагогические методики и используются в едином блоке с изобразительным искусством музыка, литература и драматургия.
Содержательно программа абонемента разделена на три блока.
Блок I. Чудесные превращения. Введение ребенка в художественное пространство, в ситуацию соприкосновения с мировым опытом и соотнесение с ним своего. Знакомство с языком и возможностями изобразительного искусства, с многообразием художественных материалов. Работа с цветом, живописные техники (тон, нюансы, богатство палитры). Возможности графики (линия и штрих). Развитие ассоциативно-образного и абстрактного мышления. Музыкальная картина. Ассоциативное рисование.
Блок II. Вариации на кукольную тему. Приключения бумаги. Понятия формы, пространства, движения. Знакомство с богатыми возможностями бумаги. Бумажный дизайн, создание бумажных кукол (на основе цилиндра и др., папье-маше). Кукольный театр. Знакомство с историей и техниками изготовления масок. Создание масок (бумага, пластика и др.) Карнавал. Работа с гримом.
Блок III. Сказку мы сыграем сами Фактура. Накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках. Смешанные техники (коллаж, панно, цветографика, мелкая пластика и др.) Живопись и театр. Импровизация. Путешествие в картину (инсценировка картин известных художников, игры, насыщенные элементами искусства).
Творческие изобразительные проекты, арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и занятия на музейной экспозиции в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач.
Ниже приводятся темы некоторых занятий:
«Путешествие в картину», «Да будет свет и цвет!», «Живопись и театр», «Музыкальные картины» - занятия на экспозиции Русского музея.
«Чудеса с цветом», «Цветная эмоция», «Мои ощущения» - работа с цветом, живописные техники.
«Приключения бумаги» - бумажная пластика, бумажный дизайн, изготовление бумажных кукол, на основе цилиндра и др., папье-маше. Кукольный театр.
«Маска, кто ты?», «Ожившие маски», «Маска: мое животное» (работа с гримом) - знакомство с историей и техниками изготовления масок.. Венецианский карнавал. Маски из бумаги и папье-маше.
«Музыка нам нарисует», «Музыкальная картина» - ассоциативное рисование. «Волшебница голубая глина», «Пластические превращения» - лепка из глины, пластика, куклы и маски из пластики.
«Мы сказочники», «Мы артисты и живописцы», «Сказка оживает в рамке» - использование элементов игротерапии, театротерапии.
В ходе занятий дети – участники программы
- приобретут опыт эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства, музыки, мимики и движения;
- научатся выражать свое «Я» с помощью художественных материалов, звука, слова, пластики;
- научатся нестандартно мыслить, работая с разными художественными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их, смогут экспериментировать;
- научатся владеть различными художественными техниками, развивающими у ребенка различные области рук, предплечья, пальцев и пр.
- благодаря методикам сказкотерапии разовьют лидерские качества, станут свободными и раскованными в личностном плане.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Октябрь
Занятие 1. «Чудеса с цветом». Оттенки цвета, живописные техники.
Занятие 2. «Цветная эмоция». Монотипия.
Занятие 3. «Вкусный натюрморт». Смешанные техники.
Занятие 4. Посещение Русского музея. Михайловского замка.
Ноябрь
Занятие 1. «Осенние сказки». Жанры живописи. Пейзаж. Оттенки осенней палитры.
Занятие 2«Осенние сказки». Живопись, гуашь.
Занятие 3. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «Живопись и поэзия. Пейзаж в русской живописи».
Занятие 4. ОСЕННИЙ ГАРДЕРОБ - выставка детских творческих работ. Михайловский замок.
Декабрь
Занятие 1. «Диалог на бумаге» - графические вариации».
Занятие 3. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «Путешествие по дворцу».
Занятие 4. НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИЧНОЕ ЗАНЯТИЕ в одном из дворцов Русского музея (Строгановский дворец, Михайловский замок).
Январь
Занятие 1. «Линия и штрих». Материалы и техники графики.
Занятие 2. «Графический дизайн». Цветографика, гелиевые ручки.
Занятие 3. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «Карл Брюллов и его великая картина».
Февраль
Занятие 1. «Приключения бумаги». Бумажная пластика.
Занятие 2. «Вариации на кукольную тему». Бумажная пластика.
Занятие 3. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «В его буре есть упоение. Картины Айвазовского».
Занятие 4. «Морская стихия». Живопись «по-мокрому».
Март
Занятие 1. «Маска, кто ты?»- знакомство с историей и техниками изготовления масок. Венецианский карнавал. Маски из бумаги и папье-маше.
Занятие 2. МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «ВЕСЕЛАЯ МАСЛЕНИЦА» в зимнем Михайловском саду.
Занятие 3. «Сказка оживает в рамке». Творческая импровизация.
Занятие 4. «Музыка нам нарисует», «Музыкальная картина». Ассоциативное рисование.
Занятие 5. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «Прекрасные образы прошедших эпох. Портрет»
Апрель
Занятие 1. «Пластические превращения». Лепка из глины, пластики, основы керамики.
Занятие 2. «Пластические превращения». Лепка из глины, пластики, основы керамики. Роспись.
Занятие 3. «Мы артисты и живописцы». Инсценировка картин известных художников. Работа над композиции, посвященные русскому искусству. Подготовка в отчетной весенней выставке «Да здравствует Русский музей!» Смешанные техники, коллаж.
Занятие 4. Посещение Русского музея. Михайловский дворец. «Волшебные птицы. Народное искусство».
Май
Занятие 1. «Да здравствует Русский музей!» - продолжение работы над композицией, посвященные русскому искусству. Смешанные техники, коллаж.
Занятие 2. ДЕТСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПАСХАЛЬНЫЕ ДАРЫ». Мраморный дворец.
Занятие 3. ОТЧЕТНАЯ ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА.
Занятие 4. Посещение Русского музея. Квест «Любимые картины Русского музея».
Занятие 5. АРТ-ПРОЕКТ «ИГРАЯ С СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧОМ». Путешествие на теплоходе по рекам и каналам. Создание мультфильма